Преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том 3. «Духовная борьба». О неиспорченной совести
Для человека нет ничего важнее, чем спокойная совесть. Если твоя совесть не обличает тебя в том, что ты мог сделать что-то ещё и не сделал, то это великое дело. В этом случае человек имеет постоянную внутреннюю радость и вся его жизнь — торжество, праздник. Эта внутренняя радость даёт человеку духовную силу.
— Геронда, а как понять, что наши действия благоугодны Богу?
— У человека есть внутреннее извещение.
— Собственного внутреннего извещения достаточно или необходимы также свидетельства других?
Преподобный старец Паисий Святогорец: «Для человека нет ничего важнее, чем спокойная совесть. Если твоя совесть не обличает тебя в том, что ты мог сделать что-то ещё и не сделал, то это великое дело. В этом случае человек имеет постоянную внутреннюю радость и вся его жизнь — торжество, праздник».
— Я веду речь о человеке, совесть которого не испорчена, а не о том, кто свою совесть исказил. Неиспорченная совесть даёт неложное извещение. В этом случае человек
имеет надежду и со смирением говорит: «Я не гожусь для рая, я заслужил вечную муку, однако верую в то, что любовь и милость Божия меня не оставят». Он чувствует
это, потому что подвизается, он не сидит сложа руки, успокаивая при этом свой помысел словами: «Бог меня спасёт».
Совесть — это страшное дело! Нет более жгучего пламени, нет большей адской муки, чем жжение совести.
Угрызения совести — это самый страшный и самый мучительный для человека червь. Те, кто находится в аду, будут вечно мучиться, потому что их будет терзать мысль
о том, что они потеряли райские блага за те недолгие годы, которые прожили на земле, хотя и эти земные годы были полны угрызениями совести и внутренним удушьем.
Кроме того, страсти людей, находящихся в адской муке, не будут находить себе удовлетворения, и это будет для них ещё одним мучением.
— Геронда, а каким образом монах может на практике переживать «мученичество» совести?
Преподобный старец Паисий Святогорец: «Чем большую духовную боль испытывает человек, то есть чем ему больнее — либо за свою скверну, либо оттого что он соучаствует в Страданиях Господа, — тем большим Божественным утешением ему воздаётся»
—«Мученичество» совести предназначено не только для монахов, оно—для всех людей, а монахи, кроме того, мучаются и сладкой мукой подвижничества. Однако, в
сущности, для человека, который подвизается правильно, «мученичества» совести не существует. Ведь чем большую духовную боль испытывает человек, то есть чем
ему больнее — либо за свою скверну, либо оттого что он соучаствует в Страданиях Господа, — тем большим Божественным утешением ему воздаётся. Если совесть
человека спокойна, то, даже имея скорби, расстройства и тому подобное, человек чувствует в себе Божественное утешение.