Преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том . «О молитве». О том, что молитву Иисусову надо творить на всяком месте
— Геронда, на что мне больше обратить внимание в духовной жизни?
— Сосредоточься, соберись и на всяком месте твори Иисусову молитву умом и сердцем, испрашивая милость Благого Бога себе самой, всем живым и всем усопшим. А когда устаёшь от молитвы, пой громко медленным распевом «Господи, помилуй» или какой-нибудь тропарь.
— Геронда, а я обычно творю молитву Иисусову только в храме.
— Когда монах довольствуется тем, что творит молитву Иисусову только в храме, то он уподобляется людям мирским, которые ходят в церковь только по воскресеньям. Поэтому не ограничивайся повторением молитвы Иисусовой только в храме, твори её и на послушании, и в келье, и даже когда ложишься отдыхать — всё равно твори молитву Иисусову. На послушании следи, чтобы движения твои были спокойными и разумными, иначе тангалашка будет отвлекать твой ум от молитвы. Всегда имей на устах сладчайшее имя Иисуса, чтобы услаждалась твоя душа. Великое дело — весь день проводить с Иисусовой молитвой. Начинаешь день с молитвой, далее делаешь свою работу, повторяя молитву, и так освящается дело, которое делаешь, и люди, которые в нём участвуют. Когда, например, ты готовишь еду с молитвой Иисусовой, то освящается и еда, которую ты делаешь, и люди, которые её едят.
Преподобный старец Паисий Святогорец: «Когда монах довольствуется тем, что творит молитву Иисусову только в храме, то он уподобляется людям мирским, которые ходят в церковь только по воскресеньям. Поэтому не ограничивайся повторением молитвы Иисусовой только в храме, твори её и на послушании, и в келье, и даже когда ложишься отдыхать — всё равно твори молитву Иисусову».
— Геронда, в последнее время на меня постоянно находят сильные искушения.
— Пользуйся искушением, чтобы каждый раз прибегать ко Христу, прося Его помощи, и останешься в выгоде, приобретёшь непрестанную молитву.
— Геронда, скажите нам что-нибудь о самодвижной молитве.
— Человек, стяжавший самодвижную молитву, не прилагает усилий к тому, чтобы творить молитву Иисусову, но без всякого с его стороны понуждения молитва сама в
нём совершается. Даже во сне он творит молитву, и когда просыпается, молитва продолжается. Поэтому в Священном Писании в Песне Песней говорится: «Аз сплю, а сердце мое бдит» (Песн. 5:2).
На Афоне был один рабочий, который трудился не покладая рук. Работал он за двоих, и потому отцы платили ему двойную зарплату. Иногда он заглядывал и ко мне в каливу Честного Креста. Однажды я ему сказал: «Когда работаешь, твори молитву Иисусову, чтобы и дело твоих рук освящалось». Он послушался меня, как ребёнок, и
вскоре привык творить молитву. Как-то раз он пришёл ко мне и говорит: «Знаешь, я сплю и во сне говорю молитву. И когда встаю, молитва продолжается. Такую радость в душе чувствую!..»
Преподобный старец Паисий Святогорец: «Если человек осознаёт свою греховность и постоянно напоминает себе о том, что он ничем не отблагодарил Господа, тогда душа его любочестно сжимается, и он смиренно просит милости Божией. И потом он уже не прилагает усилия, а Иисусова молитва начинает произноситься сама, она сама в нём движется».
—«Забрезжил сладостный рассвет»,— ответил я ему. Представьте, мирянин — а достиг такого состояния!
—Геронда, если человек стяжал самодвижную молитву, значит ли это, что он уже очистился от страстей?
— Ну, во всяком случае, доброго устроения он достиг.
— Геронда, как стяжать самодвижную молитву?
— Если человек осознаёт свою греховность и постоянно напоминает себе о том, что он ничем не отблагодарил Господа, тогда душа его любочестно сжимается, и он смиренно просит милости Божией. И потом он уже не прилагает усилия, а Иисусова молитва начинает произноситься сама, она сама в нём движется.
—Человек чувствует необходимость молиться?
—Это не необходимость, а добрая привычка. Благодаря труду, который совершил человек, у него вырабатывается добрая привычка непрестанной молитвы.