Преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том 5. «Страсти и добродетели». Очистим добродетель от ненужных примесей
— Геронда, Вы иногда говорите об «отравленной добродетели». Когда добродетель бывает «отравленной»?
— «Отравленная» добродетель — это, например, доброта, в которой присутствует человекоугодие, или же любовь, в которой есть примесь корысти и собственных
интересов. Когда наши устремления не чисты, когда в них нет бескорыстия и простоты, а в добродетели присутствует наше «я», то мы словно подделываем добродетель, делаем её фальшивой. Тогда она похожа на неспелый плод, в котором, конечно, тоже есть какие-то витамины, но, откусив от него, понимаешь, какая это кислятина.
— Геронда, а может быть так, что во мне нет добродетели, а кто-то считает меня благочестивым человеком?
Преподобный Паисий Святогорец: «Отравленная» добродетель — это, например, доброта, в которой присутствует человекоугодие, или же любовь, в которой есть примесь корысти и собственных интересов».
— Намного хуже будет, если сама ты будешь считать себя благочестивым человеком.
— Могу я не видеть своего действительного духовного состояния и думать, что имею добродетель?
— Можешь, но если присмотришься, то увидишь, что внутри нет сладости, — и из этого поймёшь, каково твоё действительное духовное состояние. Иногда человек может думать, что стяжал добродетель, только на основании того, что он усвоил некоторые внешние признаки этой добродетели и им следует, стараясь перед другими казаться благочестивым. Но на самом деле это не добродетель, не настоящая добродетель. Так он долго не продержится.
Настанет испытание, и истина откроется. Одно дело — подвизаться, скажем, в молчании для того, чтобы словами не оскорблять других, и так постепенно приобретать добродетель молчания. И другое—не разговаривать, чтобы другие считали тебя молчальником.
Человек может молчать языком, но при этом непрестанно беседовать с помыслами, и страсти могут им обладать. Внешне-то он может казаться настоящим святым, но когда откроется его внутренний человек, то обнаружится такое…
— Геронда, я прихожу в отчаяние от своего состояния. То хорошее, что я видела в себе, на деле оказалось никчёмным.
—Что же именно?
—То, что я считала рвением по Богу, на деле в конечном итоге оказалось эгоизмом.
Преподобный Паисий Святогорец: «Если ты будешь допускать, чтобы тебя окрадывали страсти, разве сможешь преуспеть? Так и останешься навсегда в нищете: сколько ни накапливай, будешь терять»
—Нет, благословенная душа, это не так! В руде много разных полезных металлов. Да, там может быть много песка, но есть и медь, и железо, и немного золота… Если
руда попадёт в горнило, тогда золото выплавится. Разве не говорится: «Яко злато в горниле» (Прем. 3:6)
— Геронда, я нахожусь в плену страстей. Иногда меня обворовывает самолюбие, иногда стремление к внешнему.
— Если человек допускает, чтобы воры расхищали его имущество, разве он сможет обогатиться? И ты, если будешь допускать, чтобы тебя окрадывали страсти, разве
сможешь преуспеть? Так и останешься навсегда в нищете: сколько бы ты ни накапливала, будешь терять. Понять не могу: как это тангалашка может тебя обворовывать, ведь ты же сама можешь исхитить рай!
— Я бы очень хотела прилагать усилия к стяжанию добродетели, а вместо этого топчусь на месте. Из-за чего это происходит?
— Бывает и так, что человек ещё не созрел для добродетели. А ты, я вижу, начинаешь приближаться к духовной зрелости. Так что смотри: теперь, когда настаёт лето и виноград начинает потихоньку наливаться сладостью, как следует береги его от ворон-тангалашек, живи смиренно и незаметно.
— Но всё, что я делаю хорошего, теряю, потому что мгновенно впадаю в гордость.
— Знаешь, что с тобой происходит? Ты подобно пчеле собираешь мёд, но потом позволяешь злому вору-тангалашке у тебя его похищать. Сама ты при этом остаёшься «с носом». Как пасечник дымом обманывает пчёл, а потом забирает у них мёд, так и у тебя тангалашка дымом гордости затуманивает голову, крадёт весь твой духовный мёд, а потом с радостью потирает руки.
Он крадёт у тебя многоценные дары Божии, а сам радуется. Ты же умная, неужели не понимаешь этого? Почему не хватаешь за руку вора—лукавого, который тебя грабит?
— Но если человек чувствует, что дар, которым он обладает, от Бога, то как искушение может этот дар похитить?
— Через невнимание. Бог наделяет каждого человека многими дарованиями, а человек, хотя должен за них благодарить Бога, часто не имеет внимания, «присваивает себе» дары, данные ему Богом, и в душе возносится. Тогда
вор — лукавый диавол — идёт и крадёт у человека эти дарования. Он отравляет их своим ядом и делает ни на что не годными.