Преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том 5. «Страсти и добродетели». Что помогает стяжать добродетель
— Геронда, что помогает стяжать добродетель?
— Общение с человеком, у которого эта добродетель есть. Если ты общаешься с человеком, у которого есть благоговение, то постепенно тоже сможешь приобрести
благоговение. Так происходит с любой добродетелью, потому что добродетель ближнего и нас тоже наполняет благоуханием. Когда мы, как в зеркало, смотримся в добродетели других людей и стараемся им подражать, мы созидаем себя. Но и глядя в зеркало их недостатков, мы тоже получаем пользу, потому что чужие недостатки помогают нам увидеть наши собственные.
Добродетель другого побуждает меня к тому, чтобы стремиться ей подражать, а недостаток брата заставляет задуматься, нет ли и у меня такого же недостатка, и если есть, то в какой степени.
Всё это нужно мне для того, чтобы постараться от этого недостатка избавиться. Например, я вижу, насколько брат трудолюбив, радуюсь этому и стараюсь ему подражать. А в другом брате вижу порок любопытства. Я не осуждаю брата, но внимательно смотрю на себя: не болею ли любопытством и я? И если увижу, что болею, то постараюсь от этого избавиться.
Преподобный Паисий Святогорец: «Добродетель другого побуждает меня к тому, чтобы стремиться ей подражать, а недостаток брата заставляет задуматься, нет ли и у меня такого же недостатка, и если есть, то в какой степени»
Однако если в себе я вижу только добродетели, а в других только недостатки, и при этом на свои недостатки не обращаю внимания или даже оправдываю их, радостно приговаривая: «А я-то лучше
всех: и того, и другого, и пятого, и десятого…» — то дела мои совсем плохи.
Мы смотримся в других людей, как в зеркало, — отражаемся в них и видим себя. А вот те, в ком отражаемся мы, видят, какие мы неумытые трубочисты. И их насмешки
и замечания смывают грязь с наших лиц.
— Геронда, а каковы отличительные свойства святых?
— Любовь со смирением, простота и рассуждение — вот отличительные свойства святых. Если человек с рассуждением будет понуждать себя подражать жизни святых, то и сам приобретёт святость.
В делании стяжания добродетелей нам очень поможет пример святых как ориентир. Сравнивая себя со святыми, мы видим свои страсти, осуждаем себя, смиряемся
и с любочестием, с божественной ревностью стараемся им подражать.
У нас нет оправдания, если мы топчемся на месте, потому что у нас перед глазами есть духовные рецепты, составленные святыми, их жизнь, их святой пример. Все святые — это дети Божии, и они помогают нам, несчастным чадам Божиим, подсказывая способы, как избежать уловок лукавого.
Преподобный Паисий Святогорец: «В делании стяжания добродетелей нам очень поможет пример святых как ориентир. Сравнивая себя со святыми, мы видим свои страсти, осуждаем себя, смиряемся и с любочестием, с божественной ревностью стараемся им подражать»
Внимательное чтение житий святых согревает душу, побуждает нас следовать их примеру и мужественно продолжать борьбу за стяжание добродетелей. В житии каждого из святых видно одно и то же духовное «безумие», только в каждом оно проявлялось по-разному, своим особенным способом. Видно пламенное рачение, которым они горели к Богу. От такого чтения в человеке загорается огонь божественной ревности и стремление им подражать.
—Геронда, я уже много лет каждый день читаю житие святого, «егоже память ныне совершаем», уже почти наизусть всё выучила. Может, пора остановиться?
—Постоянно надо читать эти жития, до самой смерти. В житии описывается очень мало, не вся жизнь святого, а только то, что перелилось через край чаши его
жизни. Святые были бы безумцами, если бы раскрыли всё, что пережили втайне. Но нам достаточно и того немногого, что описано,—лишь бы это немногое трогало наше сердце, подвигало применить это в собственной жизни.
—Геронда, мне кажется трудным осуществить что-то подобное тому, что совершили святые. Скажем, святая Синклитикия. Какой тяжёлый подвиг несла до конца своей жизни, хотя страдала от тяжёлой болезни! Или преподобный Варсонофий — сколько лет он хранил совершенное молчание!
—Ладно, если хочешь подражать преподобному Варсонофию, постарайся молчать не всегда, а хотя бы промолчать, когда тебе делают замечание. Что же касается подвига святой Синклитикии, то мне тоже кажется, что у тебя не хватит физических сил его повторить,—не выдержишь. Но внутренне, по-моему, ты можешь ей подражать,
и здесь тебе предстоит очень много работы. Желаю, чтобы святая поделилась с тобой хотя бы немногим из того, что имела сама.