О молитве за других. Преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том 6. «О молитве». О молитве за других. Молитва за мир с осознанием собственной греховности
— Геронда, иногда, видя, как страдают люди, я не могу молиться о себе.
— Мы ведь молимся о себе не только ради самих себя. Молитва о себе необходима как подготовка, чтобы предстать перед Богом в подобающем одеянии. Чтобы почувствовать боль других людей, нужно себя привести в порядок.
Преподобный старец Паисий Святогорец: «Молись так: «Боже мой, я, раба Твоя, недостойна того, чтобы Ты меня слышал. Но разве Тебе не жаль людей в миру, которые так мучаются и страдают? Прошу Тебя, помоги им».
И когда ты молишься о себе с глубоким осознанием собственной греховности, то даже простое «Господи, помилуй» о других будет иметь великую силу, потому что эта молитовка будет сказана с великим смирением, которое привлекает великую милость Божию.
— Геронда, я чувствую потребность много молиться о себе и забываю молиться о других.
— Гляди: чтобы произошло совлечение ветхого человека, нужно молиться о себе. Но когда разгорится божественное рачение, тогда человек забывает себя и молится
о других. После того как ты немного помолишься о себе, вспоминай о бедствующем мире в целом и о тех, кто удалился от Бога. Молись и о тех, кто упустил дарованное
Господом время и остался без Бога — теперь эти люди раскаиваются, но уже без пользы. Твори обо всех молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас».
Поступая так, ты молишься и о себе, и о тех, кто просил твоих молитв, и обо всём мире.
Преподобный старец Паисий Святогорец: «Чтобы произошло совлечение ветхого человека, нужно молиться о себе. Но когда разгорится божественное рачение, тогда человек забывает себя и молится о других»
— Геронда, я сострадаю людям, но не чувствую в себе столько дерзновения, чтобы просить у Бога им помощи. Помысел говорит мне: «Разве Бог услышит тебя, такую
маловерную?»
— А ты не слушай тангалашку, который заходит к тебе «справа» и через твоё «смиренничанье» ввергает тебя в отчаяние. Говори: «Боже мой, я маловерна, но услышь меня, потому что будет несправедливо, если из-за меня пострадают другие». Как-то во время сильной засухи один монах (этим монахом был сам преподобный старец Паисий Святогорец) на Афоне молился так: «Боже мой, прошу
Тебя, дай людям немного дождя. Не ради нас: мы монахи и дали обет жить в подвиге. Пожалей бедных людей в миру, которые страдают, и тем не менее от лишения своего
уделяют что-то и нам. Если бы я был в добром духовном устроении, Ты бы меня услышал и люди бы не страдали. Я знаю, что я великий грешник, но разве справедливо, чтобы из-за меня страдали другие? Так помоги же им! У них не остаётся времени на молитву — вот я и молюсь за них, сколько могу».
Часа через полтора пошёл дождь: над всей Македонией, Фессалией и Афоном!
—Геронда, когда молюсь о мире, помысел говорит мне, что Бог гнушается мной, потому что я оставляю «своего мертвеца» и иду погребать чужих (См. Мф. 8:22 и Лк. 9:60)
— Разве ты при своём постриге не похоронила «своего мертвеца»? Молись так: «Боже мой, я, раба Твоя, недостойна того, чтобы Ты меня слышал. Но разве Тебе не жаль людей в миру, которые так мучаются и страдают? Прошу Тебя, помоги им». Когда человек молится о ближнем с любовью и смирением и подвизается с сознанием
собственной греховности, тогда Бог не отвращается от него, но, наоборот, помогает и ему самому, и другим.
Но вот если человек считает себя святым, а о других молится, считая их грешниками, то он Богу действительно противен.