Преподобный старец Паисий Святогорец. Слова. Том 2. О том, что жертва приносит человеку радость

413
паисий святогорец

Преподобный старец Паисий Святогорец. Слова. Том 2. О том, что жертва приносит человеку радость

 

«Дети—это сплошная морока»,—сказала мне одна женщина, имевшая всё. Дети ей были в тяжесть! Если мать думает подобным образом, то она ни на что не годна, поскольку для матери естественно иметь любовь. Какую-то девушку до замужества мать может не будить до десяти часов утра. Однако с того времени, как сама она станет матерью и ей надо будет кормить своё дитя, мыть его, ухаживать за ним, она и ночью-то спать не будет, потому что моторчик завёлся.

Имея жертвенность, человек не хнычет и не тяготится, а радуется. Вся основа в этом: должен присутствовать дух жертвенности. И эта женщина, если бы она говорила:
«Боже мой, как мне Тебя благодарить? Не только детей Ты дал мне, но и множество благ. У скольких людей нет ничего, у меня же и несколько домов, и наследство от отца, и у мужа большая зарплата, и за аренду мне платят в двух местах!.. Я не испытываю трудностей. Как мне благодарить Тебя, Боже мой? Всего этого я не была достойна».

Если бы она думала так, то со славословием исчезло бы и чувство злополучия, то есть если бы она только благодарила Бога день и ночь, этого уже было бы достаточно.

—Жертва, геронда, приносит радость.

— О, что же это за радость! Вкус этой жертвенной радости неведом нынешним людям, и потому они так измучены. Они не имеют в себе идеалов, они тяготятся тем, что живут. Отвага, самоотвержение являются в человеке движущей силой. Если же этой силы нет, то человек мучается.

Преподобный Паисий Святогорец: «Вкус жертвенной радости неведом нынешним людям, и поэтому они так измучены» 

В старину в деревнях люди по ночам, без шума, стараясь, чтобы никто их не увидел, прокладывали какую-нибудь дорогу — для того чтобы после смерти другие поминали их. Сейчас этот дух жертвенности встречается редко.

Однажды на Афоне во время крестного хода я наблюдал, как монахи, идя по тропинке, цеплялись своими наметками за ветку куста, но ни один не обломал её, чтобы облегчить путь идущим сзади; все они пригибались, чтобы не зацепиться. Всё равно что поклоны кусту клали! Если бы это хоть Купина Неопалимая была, тогда ещё ладно! Но каждый думал: «Пусть это делает кто-то другой, а мне лишь бы пройти самому».
Но почему же тебе этого не сделать, если ты первым увидел эту ветку? Ведь так ведут себя люди мирские, не верующие в Бога. На что мне такая жизнь, умереть тогда в тысячу раз лучше. Цель в том, чтобы думать о другом человеке, о его боли.

Мир уже потерял контроль над собой. От людей удалилось любочестие, жертвенность. Я как-то рассказывал вам о том, в каком состоянии я находился, когда в каливе на Святой Горе меня прихватила грыжа. Когда кто-то стучал клепальцем возле калитки, я и в снег, и в холод выходил открывать. Если у человека были серьёзные проблемы, то я даже и не чувствовал своей боли, хотя перед этим был буквально придавлен к кровати. Я угощал пришедшего чем-нибудь: одной рукой угощал, а другой
держал грыжу. Всё время, пока мы беседовали, я, несмотря на сильную боль, ни к чему не прислонялся, чтобы он не догадался, что мне больно. А когда посетитель уходил, я опять загибался от боли. Дело было не в том, что боль проходила или что я чудесным образом поправлялся, нет. Я видел, что другому больно, и забывал свою собственную боль.

Преподобный Паисий Святогорец: «Я видел, что другому больно и забывал свою собственную боль» 

Чудо происходит, когда ты соучаствуешь в боли другого. Главное в том, чтобы ты ощутил человека братом и тебе стало за него больно. Эта боль трогает Бога, и
происходит чудо. Потому что нет ничего другого, столь умиляющего Бога, как благородное великодушие, то есть жертвенность.

Но в нашу эпоху великодушие является редкостью, потому что пришли себялюбие, корысть. Редкостью является человек, который скажет: «Я уступлю свою очередь другому, а сам подожду». Как же немного таких благословенных душ, что думают о другом! Даже и в людях духовных есть этот противный дух, дух равнодушия.
Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным. Потому и сказал Христос: …от лишения своего…

Когда я делаю добро, отдохнув, оно недорого стоит.  Однако если я устал и, к примеру, выхожу показать дорогу кому-то просящему об этом, то это стоит дорого. Когда я, предварительно выспавшись, провожу ночь без сна там, где нуждаются в моей помощи, то цена этому невелика.  Если же при этом и беседа мне по душе, то я и вовсе могу сделать это для того, чтобы порадоваться общению и немножко развлечься. Тогда как, устав и идя на жертву, для того чтобы помочь другому, я испытываю райскую радость. Тогда я захлёбываюсь в Божием благословении.

А если человек тяготится не только тем, чтобы помочь другому, но даже и тем, чтобы сделать что-то для себя самого, то он устаёт и от самого отдыха Тот же, кто
помогает ближнему, отдыхает и от усталости. Если в человеке есть жертвенный дух, то, увидев кого-то, к примеру, физически обессиленного, работающим и уставшим, он
скажет ему: «Сядь, отдохни маленечко»,—и сделает его работу сам. Тот, кто выбился из сил, отдохнёт телом, а тот, кто ему помог, ощутит духовное отдохновение.
Какое бы дело ни делал человек, он должен делать его от сердца, в противном же случае делающий не меняется духовно.

То, что делается от сердца, не утомляет. Сердце—это словно самозаряжающееся устройство: чем больше оно работает, тем больше и заряжается. Вон бензопила, когда попадает на трухлявый пенёк, фыркает «фр-р-р»… и глохнет. Но, попадая на твёрдое дерево, она упирается в работе, подзаряжается и пилит. И не только в даянии, но и в случае, когда предстоит взять что-то, мы не должны думать о себе, но всегда стремиться к тому, что приносит покой душе другого. В нас не должно
быть алчности. Мы не должны помышлять о том, что имеем право взять сколько мы хотим, а другому пусть не останется ничего.

—Опять, геронда, всё возвращается к духу жертвенности.

— Так ведь это и есть основа всей духовной жизни!

И знаешь, какую радость ощущает человек, принося себя в жертву? Он не может выразить переживаемой радости. Наивысшая радость происходит от жертвы. Только жертвуя, человек пребывает в родстве со Христом, потому что Христос есть Жертва. Ещё здесь человек начинает переживать рай или ад. Человек, делающий добро, радуется, потому что ему воздаётся за это божественным утешением. Делающий же зло переживает муку.

Полностью второй том Слов преподобного Паисия Святогорца Духовное пробуждение в бумажном виде с доставкой здесь, в электронном виде для чтения на телефоне или компьютере здесь.

Все книги преподобного старца Паисия Святогорца (6 томов «Слов» преподобного Паисия, а также Житие преподобного Паисия Святогорца) в электронном виде для скачивания и в бумажном виде с доставкой — на нашем сайте старецпаисий.рф.

О наших исключительных правах на распространение книг преподобного Паисия Святогорца (6 томов «Слов» преподобного Паисия и Жития преподобного Паисия Святогорца на русском языке) вы можете почитать здесь.

паисий святогорец

 

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Потяните слайдер вправо *