Преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том 3. «Духовная борьба». Человек должен познать себя таким, каков он в действительности

307
паисий святогорец читать

Преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том 3. «Духовная борьба». Человек должен познать себя таким, каков он в действительности

Человек должен познать себя таким, каков он есть в действительности, а не таким, каким представляет его в собственных глазах враг — диавол. Ведь диавола заботит
одно: как бы сделать нам зло. Человек никогда не должен отчаиваться — только бы у него было покаяние, потому что и грехи его меньше, чем грехи диавола, и смягчающие
вину обстоятельства у него есть: ведь он создан из земли, но, будучи невнимательным, поскользнулся и испачкался грязью.

Для того чтобы духовная борьба была правильной, мы должны вращать колесо нашей машины в сторону, противоположную той, куда его крутит диавол. Диавол
внушает нам, что мы якобы что-то из себя представляем? Нам надо возделывать в себе самоукорение. Внушает, что мы не представляем из себя ничего? Будем говорить: «Бог
меня помилует». Если человек ведёт себя таким образом—с простотой, доверием Богу и упованием на Него,— то в его жизнь входит покаяние, смирение и он восходит
на духовные высоты.

Преподобный Паисий Святогорец: «Человек никогда не должен отчаиваться — только бы у него было покаяние, потому что и грехи его меньше, чем грехи диавола, и смягчающие вину обстоятельства у него есть»

— Геронда, стало быть, самоукорение не помогает в духовной борьбе?

— Помогает, однако требуется рассуждение. К примеру, человек может говорить самому себе: «Ах ты, бестолочь такая…». Однако укорять себя надо со смирением,
для того чтобы посмеяться над диаволом, а также с мужеством, а не с чувством собственного злополучия. Нам необходимо самоукорение, а не отчаяние.

Если человек верит в то, что он не делает ничего доброго, если—в добром смысле этого слова—он отчаивается в себе, в своём «я», если он верит в то, что своими делами он постоянно прибавляет нули к нулям, и при этом продолжает свою духовную борьбу с надеждой на Бога,—это признак того, что он достиг духовной зрелости. В этом случае Благий Бог, увидев нули его благого произволения, пожалеет его и поставит в начале этих нулей единицу.

Таким образом, его нули поднимутся в цене, и он станет духовно богатым. В смиренном состоянии разочарования в себе кроется доброе духовное состояние.

— Геронда, каким образом человек может постоянно видеть себя грешным?

— Человек может видеть себя грешным, если он испытывает себя со вниманием. Чем с большим вниманием испытывает себя человек, тем более грешным он себя
видит.

Преподобный Паисий Святогорец: «Если мы не занимаемся тонкой работой, то не замечаем за собой даже грубых погрешностей. Нам нужно очистить очи нашей души. Слепой человек не видит ничего. Человек одноглазый что-то уже видит, однако лучше других видит тот, у кого есть оба глаза и они здоровы»

— А как может заниматься таким деланием тот, кто обременён множеством забот?

— Хорошо такому человеку в течение дня хоть сколько-то времени отводить на Иисусову молитву, а также иметь определённый час для подсчёта своих духовных прибылей и убытков. Поглядите: хозяин бакалейной лавки считает свои деньги каждый день. Ведь, не следя за своей прибылью и долгами, он разорится, и его посадят в долговую яму.

— Геронда, некоторые люди не знают, что им говорить на исповеди. Почему?

— Это показывает, что они не занимаются тонкой работой над собой. Если мы не занимаемся тонкой работой, то не замечаем за собой даже грубых погрешностей. Нам
нужно очистить очи нашей души. Слепой человек не видит ничего. Человек одноглазый что-то уже видит, однако лучше других видит тот, у кого есть оба глаза и
они здоровы.

Ну а уж если у такого человека есть под рукой и телескоп с микроскопом, то он будет видеть очень чётко и то, что находится далеко-далеко, и то, что находится очень близко. К примеру, небольшую резную иконку я могу закончить в три дня, однако, оставив её полежать несколько дней и потом снова взяв её в руки, я найду в ней много недостатков. Над одной иконкой я могу работать и неделю, и месяц, и два года. А если захочу, то могу работать над ней и пять лет. Однако в этом случае я должен буду работать с увеличительным стеклом. Я хочу сказать, что духовное делание тоже не имеет конца.

Чем больше человек духовно преуспевает, тем чище становятся очи его души, и тогда постепенно он видит свои грехи всё большими и большими. Таким образом человек смиряется, и к нему приходит благодать Божия. Святые, говорившие: «Я окаянный
грешник», верили в это, потому что очи их души превратились в микроскопы. Чем более они преуспевали, тем более мощный духовный микроскоп приобретали и,
таким образом, видели себя большими грешниками. Вот, например, сейчас невооружённым глазом я смотрю на мою руку, и она кажется мне красивой. Однако если я посмотрю на неё через увеличительное стекло, то вот эти волосики, которые сейчас еле видны, представятся целой кипарисовой рощей! «Брат ты мой, — удивлюсь
я, — это что же, выходит, я троглодит?»

Совершая над собой такое духовное делание, вы возгнушаетесь своим ветхим человеком. Наш ветхий человек — это живущий в нас злобный «квартиросъёмщик». Для того чтобы он ушёл, мы должны разрушить его жилище и начать возводить новое
здание — строить нового человека.

Полностью третий том Слов преподобного Паисия Святогорца Духовная борьба в бумажном виде с доставкой здесь, в электронном виде для чтения на телефоне или компьютере здесь.

Все книги преподобного старца Паисия Святогорца (6 томов «Слов» преподобного Паисия, а также Житие преподобного Паисия Святогорца) в электронном виде для скачивания и в бумажном виде с доставкой — на нашем сайте старецпаисий.рф.

О наших исключительных правах на распространение книг преподобного Паисия Святогорца (6 томов «Слов» преподобного Паисия и Жития преподобного Паисия Святогорца на русском языке) вы можете почитать здесь.

паисий святогорец

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Потяните слайдер вправо *