Преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том 6. «О молитве». О том, что покаяние это самый верный путь для молитвы
— Геронда, святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что молитву надо произносить медленно и поклоны тоже творить медленно (См. Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание сочинений. Т. 1. Аскетические опыты. Об упражнении молитвою Иисусовою. С. 291)
— Каждый святой говорит о молитве так, как он сам в ней подвизался. Из святоотеческих рассуждений об умной молитве зачастую делают неправильные выводы. Святые отцы находились в постоянном общении с Богом, и этот опыт богообщения учил их молиться правильно, следуя именно тому образу молитвы, который им приносил наибольшую пользу.
Но если следовать тому, что пишут отцы, — преклонять голову на грудь, удерживать дыхание и подражать их внешнему образу молитвы — только для того, чтобы ощутить наслаждение и радость, или по гордости, чтобы стать делателем трезвения, — тогда не преуспеть.
— Геронда, полезны ли книги, которые говорят о специальных приёмах умной молитвы?
— Полезны, но только тому, у кого есть смирение. Гордому, тому, кто ставит целью за несколько лет причислиться к сонму отцов «Добротолюбия» (самый известный сборник святоотеческих текстов, посвящённых молитве и трезвению, — это «Добротолюбие», составленное и изданное в 1782 году святыми Макарием Коринфским (†1805) и Никодимом Святогорцем (†1809) , они не полезны.
Как-то раз пришли ко мне в каливу несколько монахов и говорят: «Мы пришли, чтобы ты научил нас секретам Иисусовой молитвы. Мы знаем, что ты из тех, кто владеет
умной молитвой». — «Вычеркните меня из вашего списка, — говорю им. — Я только прошу милости Божией — ничего другого не делаю».
— Геронда, то есть некоторые практические приёмы, о которых говорят отцы, неполезны?
— Всё это вспомогательные средства для собирания ума, и они помогают, только если им предшествуют смирение, покаяние, сокрушение. Если же я возьму скамейку,
склоню голову на грудь и решу творить молитву столько же раз, сколько Странник из «Откровенных рассказов странника» (Преподобный Паисий Святогорец имеет в виду книгу «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу»), и не потружусь перед тем в покаянии, тогда застряну на внешнем и делание моё будет механическим. В лучшем случае просто приобрету механическую привычку произносить молитву.
Но если сначала возделывать смирение, покаяние и затем воспользоваться некоторыми практическими советами святых отцов как вспомогательным средством, то будет польза. Кто так приступает к деланию молитвы, тот не может впасть в прелесть, а только внешнее подражание может привести к прелести.
— Геронда, может ли человек стяжать молитву, не читая святых отцов и не следуя определённым методам?
— Конечно, может — если он просто и со смирением творит молитву Иисусову. Некоторые копаются в методах и на них застревают, не продвигаясь дальше. То есть
метод для них становится целью, в то время как методы молитвы — это просто вспомогательное средство.
— Геронда, скажите, что такое погружение в молитву?
— Сладостное погружение? Человек не должен приступать к молитве, имея это целью.
—Да, геронда, я понимаю, что не должен, но какой подвиг должен этому предшествовать?
— Главное, чтобы не было своекорыстия, чтобы было благородство, жертвенность.
Самый надёжный путь — это возделывать молитву с благородством, то есть думать о том, насколько велики благодеяния Божии и насколько мы сами неблагодарны
Богу. Тогда душа сама смиренно утесняется от любочестия и с болью просит милости Божией. А потом человек всё больше и больше чувствует, насколько ему необходима милость Божия, его молитва становится сердечной, постепенно принося в душу сначала сладость Божественного утешения, а потом Божественную радость и веселие.