Преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том 5. «Страсти и добродетели». О том, что самолюбие это враг любочестия

160
преподобный паисий святогорец

Преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том 5. «Страсти и добродетели». О том, что самолюбие это враг любочестия

— Геронда, всегда ли человек, обладающий любочестием, отличается самоотречением?
— Если его любочестие чисто, то в нём есть и самоотречение. Чем больше своего «я» человек убирает из своей любви, тем больше любочестия он приобретает. Там, где есть самолюбие, нет любочестия, потому что самолюбие — это враг любочестия.
— Геронда, я вот, если это необходимо, работаю по двенадцать-тринадцать часов в день!. . Работаю я усердно и любочестно, однако если меня просят сделать то, что не было мной запланировано, начинаю возмущаться…
Преподобный старец Паисий Святогорец: «Если любочестие человека чисто, то в нём есть и самоотречение. Чем больше своего «я» человек убирает из своей любви, тем больше любочестия он приобретает. Там, где есть самолюбие, нет любочестия, потому что самолюбие — это враг любочестия»
— Только не говори, что это называется любочестием. Тот, у кого есть любочестие, не перечит, когда его просят о помощи, и не рассказывает другим, сколько часов он
работает. В монастыре, где я жил, тот, кто работал больше других, старался это скрыть. Какой-нибудь брат набирал два мешка маслин, а говорил, что собрал всего лишь одну
корзинку, зато такой-то брат, мол, набрал несколько мешков. Вот это — любовь. А у вас стоит только спросить: «Кто это собрал столько маслин?» — как сестра сразу вскакивает со своего места и кричит: «Я!» Уж лучше бы она их не собирала.
Если вы пришли в монастырь, чтобы собирать похвалы, то только зря тратите время.
— Когда я вижу, что мы перегружены работой, то начинаю метаться и впадаю в панику.
— Будь я на твоём месте, то принуждал бы себя сделать работу не только за себя, но и за другую сестру. Когда я учился на плотника, хозяин взял себе в помощники меня и ещё одного юношу. Последний был постарше меня и гораздо упитанней, однако трудиться не любил. Хозяин давал нам работу, а тот сидел сложа руки и приговаривал: «Что? Я буду работать, а все денежки пойдут мастеру?» — «Послушай-ка, — пытался я его убедить, — если хочешь овладеть плотницким ремеслом, делай, что говорит тебе мастер!» Но все мои уговоры были бесполезны, и мне приходилось работать и за себя и за него.
«По крайней мере,—говорил я,—если уж сидишь без дела, хоть посиди здесь, на верстаке—прижми своим весом доски, пока я их буду пилить. Тогда тиски мне не потребуются, и так время сэкономим». А ведь я мог бы сказать себе: «Я свою работу сделал, остальное меня не волнует». Потом пришёл бы хозяин и стал бы ругать моего товарища: «Ну и где твоя
работа? Посмотри на него, он слабее тебя, а сделал вон сколько!» Думаете, мне было бы приятно слушать, как другого ругают? Да и какой человеку прок в том, что его хвалят, а другого ругают? В конце концов мой напарник только себе сделал хуже: плотницкому ремеслу он так и не выучился, и зарабатывать себе на хлеб пришлось не рубанком, а киркой и лопатой.
В каких бы обстоятельствах ни оказался любочестный человек, всё ему пойдёт на пользу, ведь всякое дело он совершает с любочестием. А человек, который не взращивает в себе любочестия, данного ему Богом, трудится, но так и остаётся неудачником.
В Конице мы частенько видели пару волов или пару лошадей, впряжённых вместе в телегу. В паре одно животное могло быть любочестным, а второе — ленивым, и тогда любочестное старалось изо всех сил и тянуло за собой ленивое. В конце концов то животное, в котором
не было любочестия, попадало под топор мясника.
Преподобный старец Паисий Святогорец: «В каких бы обстоятельствах ни оказался любочестный человек, всё ему пойдёт на пользу, ведь всякое дело он совершает с любочестием. А человек, который не взращивает в себе любочестия, данного ему Богом, трудится, но так и остаётся неудачником».
Знаете, как жалко мне было смотреть на одного вола! Мы запрягали вместе трёх волов, и один из них, не очень уж и сильный, так старался, так работал. Тянул за собой и других двух. От напряжения он, бедный, весь обливался потом.
А если Христос укажет потом нам на такое животное и спросит: «Смотрите, он тянул за собой двух других, а что сделали вы?» — что мы ответим? Эй, сони, начинайте
уже поскорее спасаться всерьёз! Духовная жизнь — это геройство, и у вас для этого столько возможностей!

Полностью пятый том Слов преподобного Паисия Святогорца Страсти и добродетели в бумажном виде с доставкой здесь, в электронном виде для чтения на телефоне или компьютере здесь.

Все книги преподобного старца Паисия Святогорца (6 томов «Слов» преподобного Паисия, а также Житие преподобного Паисия Святогорца) в электронном виде для скачивания и в бумажном виде с доставкой — на нашем сайте старецпаисий.рф.

О наших исключительных правах на распространение книг преподобного Паисия Святогорца (6 томов «Слов» преподобного Паисия и Жития преподобного Паисия Святогорца на русском языке) вы можете почитать здесь.

паисий святогорец

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Потяните слайдер вправо *