Преподобный Никодим Святогорец. Эортодромион. Толкование акростиха канона Честному Кресту

240
никодим святогорец эортодромион

Преподобный Никодим Святогорец. Эортодромион. Канон на Воздвижение Честного Креста. Толкование акростиха (краегранесия).

Книга «Канон на Воздвижение Честного Креста. Толкование Преподобного Никодима Святогорца» — часть большого сборника толкований преподобного Никодима Святогорца на каноны Господских и Богородичных праздников «Эортодромион». Её небольшая часть была переведена до революции, но тот перевод, на наш взгляд, устарел, большая же часть до сих пор неизвестна русскому читателю, так что мы потихоньку переводим и издаём. Мы уже издали толкование Святого Никодима Святогорца на Канон Пасхи , сейчас у нас готовы к изданию его толкования на Крестовоздвиженский и Рождественский каноны.
Почитайте, пожалуйста, толкование краегранесия (или акростиха) канона Честному Кресту преподобного Никодима Святогорца, будем рады вашим комментариям и пожеланиям. Понятен ли вам язык и мысли Святого Никодима?

Прежде всего, — пишет Святой Никодим Святогорец, — истолкуем краегранесие (или акростих) этого канона:

Σταυρῷ πεποιθώς, ὕμνον ἐξερεύγομαι/Кресту, надеявся, пение отрыгаю/Уповая на Крест, произливаю гимн

Толкование:

Святой песнописец Косма говорит: «Всецело уповая на силу Креста и черпая дерзновение из этой силы, я изливаю из моего сердца пение, то есть этот канон, который поётся в праздник Воздвижения Честного Креста».

Священный Косма сказал, что уповает на Крест, потому что он — человек праведный, «праведный же, — по словам составителя Притчей, — яко лев уповает» (Ср. Притч. 28,1).

Также, святой Косма употребил выражение «отрыгаю пение». Изрыгание или рыкание, рёв свойственны льву, как говорит пророк Амос: «Лев возревет, и кто не убоится?» (Ам.3, 8). Итак, словом «отрыгаю» песнопевец хочет выразить, что он намерен излагать в этом каноне смыслы страшные, великие и, если можно так выразиться, львиные, которые можно отнести к львиному достоинству.

Когда ревёт настоящий лев, его дыхание страшно, оно имеет дурной, отвратительный запах. А вот гимн, который произливает для нас священный Косма благовонен, приятен и вожделен для души.

Поэтому, по мнению Феодора Птохопродрома, акростиху этого канона больше подходит другая цитата из Священного Писания: «Отрыгну сердце мое слово благо» (Псал. 44, 2). То есть, святой Косма произнёс устами своими и тем самым извлёк наружу те духовные и благодатные мысли, которые имел в своём сердце.

По толкованию святого Василия Великого и Никиты, «какую пищу ест человек, тем и пахнет потом его дыхание. В духовном учении дело обстоит похоже: какими мыслями духовно питается кто-то, тем и „пахнут“ потом его собственные мысли».

Поскольку, в случае со святым Космой, духовная пища, которой он питался, была разумная и благая, то и его собственные слова «пахнут» той же самой духовной трапезой — благим словом о Единородном Сыне«.

Посмотри же, возлюбленный, насколько великолепный порядок употребляет божественный песнопевец.

Среди христиан господствует святой обычай, по которому они, намереваясь начать любое дело и предприятие, творят рукой крестное знамение. К этому побуждает их и божественный Кирилл Иерусалимский в четвёртом Огласительном поучении: «Не устыдимся Креста Христова; но если кто другой и скрывает его, ты открыто его на челе запечатлевай, чтобы бесы, увидев Царское знамение, далеко бежали трепеща. Делай это знамение, когда ешь и пьешь, сидишь, встаешь, говоришь, ходишь, одним словом при всяком деле».

И святитель Иоанн Златоуст в Слове по случаю низвержения статуй побуждает верующих к тому, чтобы они осеняли себя крестом: «Когда намереваешься переступить порог дома своего, произнеси сначала следующие слова: „Отрекаюсь от тебя, сатана, и от пути твоего и от служения твоего, и соединяюсь, Христе, с Тобою“ и никогда без этого слова не выходи. Произнося эти слова, изобрази рукой Крест на челе; ибо таким образом не только человек встретившийся тебе на пути, но даже и сам дьявол не сможет повредить тебе, видя тебя везде являющимся с такими орудиями».

И вот, следуя этому святому обычаю, и священный Косма, намереваясь начать свой канон, вместо того чтобы сделать образ Креста рукой, делает началом канона сам Крест, сказав: «Кресту надеявся».

Почему же эта фраза — Кресту, надеявся, пение отрыгаю (Уповая на Крест, произливаю гимн) называется краегранесием или акростихом?

Здесь всё очень просто. Она называется так потому, что с букв, из которых на греческом языке состоит эта фраза, начинается каждый тропарь или ирмос канона.

Например, первое слово краегранесия: «Кресту» (по-гречески: Σταυρῷ). Первая буква Σ этого слова на греческом языке составляет и начальную букву первого ирмоса канона: Σταυρὸν χαράξας… (по-славянски: Крест начертав…), вторая буква Τ — начинает собой первый тропарь: Τὸν τύπον πάλαι… (по-славянски: Образ древле…), третья буква А — начинает следующий тропарь: Ἀνέθηκε Μωϋσῆς… (по-славянски: Возложи Моисей…) и так далее.

Обычно краегранесие или акростих используется в канонах по двум причинам.

Во-первых, с помощью краегранесия песнопевцы показывают любочестие и своё искусство, ибо канон, имеющий краегранесие, достославнее не имеющего такого. Ведь для песнописца необходимость начинать каждый тропарь с определенной буквы акростиха составляет дополнительную трудность при написании.

А во-вторых, краегранесие или акростих используется в богослужебных канонах с практической целью, поскольку каноны с краегранесием легче запомнить. Достаточно заучить коротенькое краегранесие, чтобы легко приводить на память начало каждого тропаря или ирмоса канона и их последовательность.

Издательство «Орфограф» — переводчики и издатели книг преподобного старца Паисия Святогорца и других греческих святых отцов. Купить электронные и бумажные книги преподобного Паисия Святогорца, а также толкование преподобного Никодима Святогорца на канон Пасхи по цене издательства можно в нашем интернет-магазине прямо сейчас.

Быстрая доставка книг преподобного Паисия Святогорца по всей России и Беларуси — к вам домой, в офис или на ближайший пункт самовывоза. Оплата при получении или предоплата картой. 

Скачать все электронные книги преподобного Паисия Святогорца и все книги издательства «Орфограф» для чтения на телефоне/компьютере тоже можно в нашем интернет-магазине. 

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Потяните слайдер вправо *