Преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том 5. «Страсти и добродетели». О гневе и негодовании
—Геронда, негодование происходит от эгоизма?
—Не всегда. Есть и праведное, священное негодование. Когда пророк Моисей, получив скрижали с заповедями на вершине горы Хорив, спускался к своему народу и увидел, что израильтяне приносят жертву золотому тельцу, в священном гневе бросил скрижали на землю и разбил их.
Ведь уходя на гору, Моисей объяснил израильтянам, как жить до его возвращения. К тому же и сами они видели молнии и слышали гром на вершине Хорива.
Но так как Моисей долго не возвращался, израильтяне стали искать себе бога, они пошли к Аарону и сказали ему: «Мы не знаем, что случилось с Моисеем. Кто теперь
поведёт нас? Сделай нам богов, чтобы они вели нас». (См. Исх. 32:1-24)
Аарон сначала не соглашался, но потом уступил. Евреи взялись за работу. Они построили печь, побросали в неё всё золото, которое им дали египтяне перед исходом из Египта, и сделали ни много ни мало, а целого золотого тельца!. . Они водрузили его на большой камень и стали пить и веселиться. «Он поведёт нас!» — говорили люди.
Преподобный старец Паисий Святогорец: «Человек духовный может рассердиться, вознегодовать, накричать, но он сделает это лишь по серьёзному духовному поводу. У него нет внутри зла, и другим он не причиняет зла».
Тогда Бог сказал Моисею: «Иди скорее вниз, потому что народ изменил Мне». Спускаясь с Синая, Моисей услышал крики. Иисус Навин, который ждал его пониже,
спросил: «Что случилось? На нас напали иноплеменники?»—«Нет, это не крики битвы, это развесёлые песни»,— ответил ему Моисей.
Они подошли ближе и увидели, как люди веселятся тому, что золотой телец поведёт их в Землю обетованную! Видишь ли, телец-то был не простой, а золотой, такой уж точно приведёт куда надо!. . Тогда Моисей вознегодовал, бросил скрижали с заповедями на землю и разбил их.
Так и человек духовный может рассердиться, вознегодовать, накричать, но он сделает это лишь по серьёзному духовному поводу. У него нет внутри зла, и другим он не
причиняет зла. Гневайтеся и не согрешайте — разве не так говорит пророк Давид?